В разговорной речи дизельное топливо нередко называют «соляркой», считая эти определения синонимами, с той разницей, что второй термин ассоциируется с тракторами и является простонародным. Поэтому когда владельцам шикарных внедорожников нужно купить дизельное топливо https://toptransoil.ru/toplivo/diesel, он не используют понятие «солярка». Но действительно ли это одно и то же, или применение разных терминов обоснованно?
Характеристики ДТ и «соляры»
Чтобы выявить основные отличия, следует рассмотреть каждое вещество отдельно:
- ДТ. Это состав из нескольких видов углеводородов и продуктов их переработки. Молекулярная масса жидкости — порядка 120-230 а. е. м. Составляющие компоненты начинают выкипать при 170-380 °C. После этого ДТ очищается и смешивается с присадками. В результате производства образуется продукт с вязкостью 2-4,5 мм²/с, который вспыхивает при +70 °С.
- Солярка. Данное вещество является прямым продуктом нефтеперегонки. Характеризуется вязкостью 5-9 мм²/с, выкипает при 240-400 °C, а вспыхивает при +45 °С. В виде топлива допускается к применению лишь для определенных дизельных моторов, например тихоходных тепловозов с низкими оборотами. В настоящее время подобные двигатели являются устаревшими. На базе этой фракции в СССР производили «соляровое масло».
В Большой Советской Энциклопедии (ред. 1988 г.) указано, что в составе ДТ находятся «… газойлевые и соляровые фракции…». Таким образом, ДТ –вещество, имеющее сложный химический состав, а «соляра» – лишь один из его многочисленных компонентов. Из-за того, что этот термин разговорный, он не используется в технической литературе для определения топлива.
Таким образом, «соляра» и ДТ – разные нефтепродукты. Недопустимо применять солярку в качестве топлива для современных дизельных моторов. В противном случае устройство выйдет из строя.